Молдавия: зачем ПСРМ и ACUM новое политическое соглашение?

Настоятельное желание ПСРМ и лично президента Молдовы Игоря Додона срочно подписать новое политическое  Соглашение между ПСРМ и блоком ACUM, с точки зрения политической логики, вполне объяснимо.

Дело в том, что блок ACUM, в лице Майи Санду с самого начала был политически и геополитически ориентирован на Евросоюз, США, Румынию на, так называемый, коллективный Запад, в то время, как ПСРМ в качестве геополитического и экономического ориентира видела Россию. В силу чего, оформление существующей политической коалиции, было оценено экспертами, как соединение ужа и ежа, как временный противоестественный союз, ради достижения временного результат, то бишь, отстранение от власти группы Влада Плахотнюка.

Ныне, данная коалиция вплотную подошла к конечному результату, который планировался – полная переформатирование власти.  Другими словами, правящая демократическая партия и Влад Плахотнюк ушли в прошлое, наступило новое настоящее и неопределенное будущее. В связи с этим во весь рост, встал вопрос, а что дальше? Насколько далеко в своих совместных действиях могут пойти эти две антагонистические силы  коалиции, чьи базовые интересы не просто расходятся, а расходятся принципиально.

На этом фоне блок ACUM, у которого в руках фактически оказалась практически вся исполнительная власть, все чаще стал поступать, делать публичные заявления, которые демонстрируют его максимы, его интересы и ориентиры. Например, об объединении Молдовы и Румынии, о единственной евро стратегии государства, о наращивании сотрудничества с НАТО, о выводе российских войск и миротворцев из Приднестровья и др. Что кардинально расходится коренными программными установками ПСРМ. Иначе говоря, политическая инициатива сегодня в Молдове находится в руках ACUM, в то время как ПСРМ находится где-то в обороне, на втором плане. Это чревато большими негативными последствиями для партии, в том числе потерей электората. Причем происходит это на фоне появления новой левой партии Марка Ткачука и возрождения партии Ренато Усатого, которые выступают конкурентами партии  Игоря Додона, отбирая у него голоса, симпатии избирателей  и ценностные идеалы.

В этих новых условиях ПСРМ и президент Игорь Додон, видя, что их конкуренты по коалиции обходят их по содержательному  периметру, взяли под свой контроль внешнюю политику страны, пытаются юридически надолго закрепить условия и статус коалиции, кооптировав их в новое «постоянное» Соглашение, возможно, четко распределив сферы влияния, очертив красные линии и сформулировав некую программу совместных действий. Видимо на этом, также настаивает и Россия, боясь, что новые власти Молдовы в содружестве с США и Евросоюзом, опять оставят ее в проигрыше, и она потеряет свои позиции и влияние, как в Молдове, так и в Приднестровье.

В любом случает, как мы предполагаем, новое (постоянное) соглашение не выгодно блоку ACUM в стратегическом плане, в силу чего он, будет  долго тянуть время, медлить с его подписанием. Хотя, если все же оно будет подписано, кто сказал, что его нельзя будет потом нарушить. Подобных примеров  такой «недоговороспособности», сегодня множество в политической жизни различных государств.

И.Н. Галинский – зав кафедрой политологии и государственного управления Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко, специально для News Front